Сегодня вызывают опасения уровень здоровья детей и рост проявлений социальной дезадаптации. Увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, меняют стереотипы женского и мужского поведения. Одной из важных проблем является проблема адаптации детей из социально неблагополучных семей.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, меняют стереотипы женского и мужского поведения. Одной из важных проблем является проблема адаптации детей из социально неблагополучных семей.
Здесь необходимо решение как педагогических, социальных, так и экономических проблем. Как психолог, я остановлюсь на психологических аспектах данной проблемы. По роду своей деятельности в центре диагностики и консультирования мы каждый день сталкиваемся с тяжелыми психологическими проблемами детей и подростков города. Из 3-х тысяч детей, обращающихся ежегодно за помощью в наш психологический центр, почти половину составляют дети с социальной и школьной дезадаптацией.
Как писал наш классик Лев Николаевич Толстой, «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему». Поэтому для оказания помощи каждому человеку, как и каждой семье, нужен индивидуальный подход.
Причины семейного неблагополучия могут иметь самую разную природу, начиная от бытового алкоголизма, кончая глубинными внутриличностными проблемами или медицинским диагнозом. Поэтому нередко приходится проводить совместные медико-психолого-педагогические консилиумы, в которых участвуют специалисты центра соответствующих профилей: врачи (невропатолог и психиатр), психологи, педагоги, учитель-логопед.
А на уровне школ профилактическая работа с семьей предполагает, прежде всего, изучение условий семейного воспитания всех учащихся, выявление и учет семей группы риска. Это могут быть как неполные, так и полные семьи, которые не всегда являются гарантом полноценного воспитания. Почти половина детей из группы риска по социальной дезадаптации, риску суицида — из полных семей. В эту категорию семьи входят и конфликтные семьи, и псевдоблагополучные, семьи с проблемами алкоголя, наркотиков, психических заболеваний.
Детей, нуждающихся в индивидуальной реабилитационной работе, в каждой школе города от 4% до 10 %. Поэтому большую роль в школах должна играть психологическая служба в составе социального педагога и педагога-психолога, которые по возможности незамедлительно решают проблемы, связанные с социальным неблагополучием ребенка, проблемы, связанные с конфликтами в школе.
К сожалению, во многих школах нет ставок педагогов-психологов. Однако отрадно, что в новом законе об образовании прописаны школьные нормативы для педагога-психолога: на одного психолога 500 детей. Комитетом по образованию г.Улан-Удэ проводится большая работа по развитию школьной психологической службы, созданию новых психологических центров на базе нашего центра диагностики и консультирования для оказания квалифицированной комплексной медико-психолого-педагогической помощи населению города.
Хотелось бы выделить основные причины социальной дезадаптации детей:
- это недостаток заботы о детях в семье,
- а также такие дефекты школьного воспитания, как игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей.
В «Конвенции о правах ребенка» записано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Важный фактор становления личности и успешной его социализации – это осознание себя как представителя определённого пола. И в первую очередь за половую идентификацию детей несут ответственность родители.
Проводя большую работу в школах по родительскому просвещению, учителя часто упускают вопросы полового воспитания. Практические работники испытывают затруднения в осуществлении дифференцированного воспитания с учётом пола.
Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации детей в дошкольных учреждениях и в школах идут самопроизвольно.
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в обществе. Не надо забывать и о том, что нетрадиционная ориентация часто является следствием физиологических нарушений в организме человека, и этот человек нуждается в психологической и медицинской помощи.
В программах дошкольного воспитания также слабо прослеживается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, образовательные программы раскрывают лишь отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Немалую тревогу у педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения. Многие из этих книг не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе. Некомпетентное использование такой литературы может привести к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к интимной информации.
Отсутствие систем полового воспитания в государственных учреждениях восполняется, во-первых улицей, во-вторых, различными сектами или обществами, которые совершенно безграмотно занимаются сексуальным просвещением детей без учета возраста детей, возбуждая у них нездоровый интерес к этой сфере жизни человека.
Менее информированными, или неправильно информированными оказываются дети, воспитывающиеся в детских домах а, следовательно, и проявляющими больше любопытства к отношениям людей разного пола.
Профессионального подхода требует полоролевое воспитание детей с задержкой психического развития, детей с дефектом интеллекта. Часто такие люди, став взрослыми, нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Проблема полового воспитания нормально развивающихся детей и детей с особенностями развития имеет широкое общественное значение и рассматривается как составная часть процесса нравственного формирования личности.
Огромную роль в социализации детей и в профилактике школьной и социальной дезадаптации могут сыграть школьные омбудсмены, школьные службы примирения или службы медиации, которые начали появляться в школах города Улан-Удэ. Они призваны заниматься предупреждением и разрешением конфликтов в школьных коллективах. В прошлом учебном году сотрудниками центра проведены два семинара-тренинга по обучению новым технологиям школьной медиации для педагогов, школьных омбудсменов, многие из которых являются педагогами-психологами.
Школа и другие государственные социальные институты должны оказывать профессиональную помощь семьям в вопросах воспитания детей, но никак не усугублять ситуацию ребенка, подвергая его унижению и оскорблениям за школьные неуспехи. Грамотное родительское просвещение, доведение до сознания каждого родителя информации о том, что формирование и развитие ребенка зависит, прежде всего, от атмосферы в семье, от отношений ребенка со значимыми для него взрослыми, то есть, прежде всего, родителями.
Поэтому вопросы формирования семейных ценностей, повышения статуса семьи в настоящее время очень актуальны. Необходимо, наверное, возвращение в школьные программы дисциплины «Этика и психология семейной жизни», внедрение в практику уже разработанных лицензированных программ сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни старшеклассников.
Автор Бадмаева Н.Ц. – канд. психол. наук, директор МБОУ «Центр диагностики и консультирования»