Родителям о наказаниях
• Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
• Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
• Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
• Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
• Задача дисциплинарной техники – изме6нить желания ребенка, а не только его поведение.
• Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
• Наказание вынуждает ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к другим членам семьи.
• У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
• Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
• Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
• Нельзя наказывать ребенка до 2,5 – 3 лет.
Чем заменить наказания?
• Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей.
• Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
• Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется ему.
• Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится./p>
• Наградами. В конце концов они более эффективны, чем наказания.
Что нельзя говорить своему ребенку
Всегда ли мы прислушиваемся к тому, что говорим своему ребенку? Ведь подорвать его доверие так бывает легко…
• «Оставь меня!» - самая распространенная фраза уставших родителей. И она действует на детей особенно плохо и вызывает мысли, что родители его разлюбили. Но разве стоит травмировать его по пустякам? Лучше скажите: «Я сейчас занята, зайди ко мне попозже». При этом вы не наносите психике ребенка ни малейшего ущерба, а смысл, как видите, тот же самый.
• «Помолчи!» - приказывая ребенку молчать, вы даете ему понять, что не желаете разговаривать с ним. Если повторять этот выкрик часто, у ребенка может развиться комплекс неполноценности. И даже если вы не в состоянии в данный момент выслушать свое чадо, лучше скажите:»Это очень интересно, но давай поговорим об этом завтра».
• «Как можно быть таким дурачком?» - эта реплика заключает в себе презрение к ребенку. Показывает его неполноценность и недоразвитость. Если ребенок сказал глупость, не унижайте его достоинство. Поправьте его, объясните, в чем дело. Критикуйте ребенка всегда по конкретному поводу, избегая оскорблений.
• «Бери пример со старших!» - почему-то во многих семьях такие пожелания считаются ценным педагогическим приемом. Однако постоянное противопоставление себя самого некоему идеалу унизительно для ребенка. В результате развивается комплекс обиды, а уж «идеального братца», он возненавидит наверняка.
Что делать со страхом один на один (а также со злостью, раздражением и пр.)
Душевный минимум: 1. Осознать – почувствовать – заметить. 2. Принять (себя и эмоцию) со знаком «+», приласкать, погладить (уж точно не злиться на себя за переживание). «И я хороший, и эти переживания имеют право быть». 3. Внимательно и добро посмотреть на свои страхи, злость – и они начнут утихать.
Выше минимума, если есть время: 1. Разобраться, откуда что идет. 2. Если позволяет обстановка – выплеснуть переживания на бумагу, записать все, что переживаешь, и все, что по этому поводу думаешь.
Физический минимум: 1. Сбросить мышечные зажимы, в первую очередь с живота и лица. 2. Если позволяет обстановка – продышать эмоцию.
Поведенческая программа 1. Расслабиться и сделать то, что боишься, в воображении. 2. Действовать, в том числе и наплевав на эмоции… (при страхе – как сделал бы смелый человек; при обидах и злости – действовать не позлу, а как бы сделал добрый человек…)