МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ
Психология для детей и подростков
Виды предоставляемых услуг: Тарифы на платные услуги

Наши инновационные проекты:
Диплом Центра
Главная » Статьи » Советы психолога

Чему учат детские мультфильмы?

     Формирование личности детей происходит в первые 5–7 лет их жизни, и от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит их развитие. Хорошее подспорье в воспитании детей – правильные детские мультфильмы, которые расширяют кругозор, развлекают, предлагают пути решения проблем. Но есть у этой медали и обратная сторона: дети быстро привыкают к просмотру мультфильмов, и постепенно телевизор заменяет им игры, прогулки, чтение, общение с друзьями. Кроме того, детям присуща повышенная восприимчивость: зрительные образы оказывают на них сильное влияние, вызывают желание подражать любимым героям даже в плохих поступках.

     Детское восприятие

     До того как ребенок начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Цвет, движение притягивают его к экрану, но кроха не получает никакой пользы. Естественно, в детской не должно быть телевизора. В присутствии грудничка не следует включать телевизор фоном, особенно если младенца кормят. «Картинка» будет отвлекать его от контакта с мамой.

     Дети от полутора до 3 лет

Просмотр детских мультфильмов в раннем возрасте еще не обязателен, но если взрослые непременно хотят это сделать, то им надо находиться рядом с ребенком во время сеанса. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей – озвучить то, что он интуитивно чувствует, успокоить. Например: «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Объяснения следует давать во время просмотра, а потом надо обсудить сюжет.

     Дети от 3 до 5 лет

Только к 3–4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и настоящим. Он уже знает, что мультфильм – это вымысел, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты и активно использоваться в играх. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в жизни.

     Часто родители боятся, что ребенку мало впечатлений. Но надо понимать, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. В детских мультфильмах информация не требует переработки, а сразу же усваивается – отчасти за счет быстрой смены кадров. За короткий промежуток мозг принимает большое количество зрительной информации и посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая порой нервные реакции – перевозбуждение, тики или гиперактивность. Безусловно, ребенку нужны впечатления, но не менее важно их осмыслить.

     Правильные мультфильмы

Какие детские мультфильмы лучше – отечественные или зарубежные? Однозначного ответа не существует, все зависит от качества продукции. Среди популярных диснеевских лент есть замечательные образцы – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», которые несут в себе доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире («Бэмби») показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Но дети чаще смотрят проходные истории о механических монстрах, привидениях и роботах. Они напичканы драками, убийствами, то есть агрессией.

В отличие от зарубежных, в советских мультфильмах всегда есть сюжет, ясно и четко показано добро и зло. Они учат дружбе и взаимопомощи (например, мультфильмы о крокодиле Гене и Чебурашке, «38 попугаев», «Винни- Пух»). Лучшие отечественные мультфильмы – это притчи с глубоким смыслом (например, «Волшебный мешочек», «Птичка Тари» или «Самый большой друг»). Герои этих мультфильмов чем-то рискуют ради другого. И для ребенка это важный момент в познании мира: есть вещи, которые важнее собственной безопасности. Такой мультфильм может рассказать об этом, не пугая, а привлекая к таким героям.

Советские мультфильмы обычно не содержат насилия – за исключением «Ну, погоди!», в котором Волку вечно достается от Зайца и других персонажей. Вероятно, серому не везет потому, что он груб и подвержен вредным привычкам.

Однако есть кое-что, в чем советские мультфильмы нередко проигрывают зарубежным. Это красочность и форма подачи. Именно поэтому лучше показывать ребенку первыми наши мультфильмы, а не зарубежные, иначе он привыкнет воспринимать только яркую «картинку», а менее эффектные мультфильмы – считать скучными и не вникать в сюжет.

     Женские персонажи

Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Один из самых важных образов – женский. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения. Психологи, просмотрев множество зарубежных анимационных лент, пришли к выводу, что поведение большинства героинь сегодня таково, что образ женщины, ранее наделенный романтикой, окрашивается физиологичностью и жестокостью. Часто девушка корчит ужасные рожи, демонстрирует гнев, с удовольствием дерется. А разве можно представить наших Настеньку или Аленушку в злобе? В итоге девочки хотят быть похожими на нечто неестественное.

Но справедливости ради стоит сказать, что иногда современные американские детские мультфильмы закладывают правильные базовые ценности. Взять хотя бы Рапунцель из одноименного мультфильма. Она учит девочек тому, как важно полагаться на себя, проявлять активность, уметь за себя постоять, чтобы найти свое счастье.

Встречается в диснеевских мультфильмах и «эффект 25-го кадра». Например, в «Красавице и Чудовище» на секунду мелькает образ старой, некрасивой горожанки, на руках у которой трое вертлявых младенцев. И все на фоне идущей по городу и поющей веселую песню Белль. Мол, вот она – красивая, молодая, счастливая, но бездетная, а вот – многодетная мать, замученная бытом (вспомним молодую, красивую, добрую маму-актрису из Простоквашино).

     Детские мультфильмы

     Детские мультфильмы: формирование стереотипов

В американском мультфильме «Вуди и его друзья» часто повторяется сюжет: некий человек-трудяга постоянно терпит поражения от праздного дятла Вуди. В результате получается, что трудоголик, который чем -то помешал дятлу в его развлечениях, вечно в проигрыше, а дятел показывается эдаким бравым парнем, невероятно изобретательным и выставляющим всех своих «врагов» неудачниками. И если ребенок будет брать пример с этого персонажа, то вырастет асоциальной личностью.

Часто герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но при этом остаются здоровыми. В связи с этим в Америке участились случаи убийств животных малолетними детьми. Они бьют со всей силы молотками своих домашних питомцев, а потом удивляются, почему их любимцы не воскресают.

Таким образом, детские мультфильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, варианты взаимодействия в разных жизненных ситуациях. Но родителям необходимо регулировать частоту просмотров. Любимый мультфильм должен быть наградой, праздником, который бывает, как известно, не каждый день.

     Мнение эксперта

По нормативам ВОЗ, детские мультфильмы рекомендуется начинать смотреть не ранее трехлетнего возраста и не более 15 минут в день для младших дошкольников и 30–40 минут в день для детей старшего дошкольного возраста. Постоянное превышение этого лимита влечет негативные последствия. У малыша ухудшается зрение, а из-за долгого сидения в неподвижной позе возникает нарушение осанки, замедляется обмен веществ.

Не разрешайте детям есть перед телевизором. В противном случае у ребенка почти сразу же возникает причинно-следственная связь – «Я ем, когда что-то смотрю», а следовательно, и зависимость. Да и пользы от такого сеанса мало, так как это не только вредно для пищеварения, но и восприятие информации страдает.

Начинайте с советских мультфильмов. Наши мультфильмы, такие как «Винни-Пух», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», идеально подходят для знакомства с анимацией. Зарубежные мультфильмы (в том числе диснеевские) рекомендуется смотреть не раньше 7 лет. Все они хоть и красочные, но однотипные по сюжету и рассчитаны на другой менталитет. Зато много драк, натурализма сцен, маскулинизированных женских образов, монстров.

Отдельная тема – мультфильмы-сериалы. С одной стороны, множество серий об одних и тех же героях – это хорошо, так как у ребенка возникает привязанность к персонажам и внимание к развивающейся истории, но с другой – малыш так увлечен, что сам не отойдет от экрана... В итоге возникает усталость и пресыщение информацией.

Контролируем детский выбор мультфильмов и поясняем сомнительные моменты в сюжете. Как ни странно, почти все мультфильмы-сериалы ориентированы, скорее, на взрослых и школьников. А 3-летние дети копируют не всегда правильное поведение Маши из мультфильма «Маша и медведь», так как критичная оценка поведения у детей возникает лишь к 5 годам. Как показала практика, не понимают младшие дошкольники и иронию Смешариков. Для малышей это просто забавные существа, с которыми что-то происходит. Мотивы поступков фей Винкс тоже часто непонятны детям, а в каждой серии присутствуют сцены расправы. Малыши после просмотра инсценируют увиденное, и часто подобные ролевые игры заканчиваются драками. Поэтому еще раз подумайте о сути тех детских мультфильмов, которые вы собираетесь показать ребенку.

Категория: Советы психолога | Добавил: psycenter (17.02.2015)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Хостинг от uCozCopyright ЦДК МОУ © 2017