Неспособность к учению в настоящее время является проблемой широкой категории детей. В современных школах не способными учиться нередко называют детей с нормальным умственным развитием, без сенсорных и моторных отклонений, требующих, однако, особого к себе внимания на уроках.
Рассмотрим наиболее распространенные причины школьной неуспеваемости. • У ребенка не сформирована мотивация к учению. • Ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности. • У ребенка не сформированы психические процессы, в первую очередь - мышление; • Авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Если родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми, контролируют по поводу написания каждой буквы, это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, низкой самооценки, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. При таком воспитании и обучении некоторые дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски. Очень часто родители неуспевающих детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты сделал ошибку- тебе поставят двойку!», «Ты не умеешь учиться, тебе переведут в худшую школу или оставят на второй год».
Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда нужно писать контрольную или неожиданно ответить с места.
Желание учиться у ребенка пропадает, тревожность по поводу учения стремительно возрастает. Ребенок может «уйти в болезнь». Перечислим 3 основных момента, о которых следует помнить родителям и педагогам. Во-первых, ребенок остается ребенком в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, «разрядиться», ему нужно время, чтобы стать таким «сознательным», каким его хотят видеть взрослые. Во-вторых, в школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. То есть, необходимо выполнять следующие рекомендации: • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
• повысить ясность и четкость постановки задач; • обучить ребенка приемам и способам учебной деятельности, научить его пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; • содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи и др.). И, в-третьих - важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Это можно достигнуть следуя нижеперечисленным правилам: • иметь представление о его текущих достижениях и верить, что он обязательно добьется успеха в жизни и все у него получиться; • помогать развивать уверенность в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома; • способствовать развитию самоуважения, создавать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с действительными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими показателями, а не успехами других детей; • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, знают, что они желанны и любимы; • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить ролевыми моделями. Взрослым следует не забывать, что положительное отношение к себе является основой его психологического выживания, и поэтому ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенок ждет подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справиться с посильными делами. О.А. Сафонова, педагог- психолог «Центр диагностики и консультирования» (ул. Хахалова, 8, тел: 55-38-17) |