МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ
Психология для детей и подростков
Виды предоставляемых услуг: Тарифы на платные услуги

Наши инновационные проекты:
Диплом Центра
Главная » Статьи » Советы психолога

А нужен ли лагерь? Психологическая готовность ребенка и родителей

     В лагере, как и в любом другом сообществе, существуют четко определенные правила и традиции. Поэтому один из главных показателей психологической готовности ребенка - умение следовать определенной инструкции взрослых. Это особенно важно в первые дни смены, когда дети знакомятся друг с другом и лагерем. Если ребенок "не слышит" или не готов следовать указаниям, ему будет сложно.

     Следующий показатель готовности ребенка к поездке - готовность к самоорганизации. Если у ребенка сложности с соблюдением режима дня, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены (будет ли чистить зубы и принимать душ без напоминаний, догадается сменить одежду и нижнее белье), то в лагерь ему ехать еще рано.

     Еще одно важное умение - разумное отношение к неудачам. Например, в лагерном футбольном соревновании вратарь пропустил мяч и из-за этого команда проиграла. Ребенок оказался в ситуации неуспеха. Конечно, вожатый обязательно поддержит ребенка: разберет проблему во время вечерней отрядной встречи, переломит ситуацию, поручив ребенку важное и почетное дело. Однако и сам ребенок должен суметь принять сложившуюся ситуацию и помочь вожатому грамотно разрешить ее.

     Дети должны идти на контакт с вожатыми и ровесниками. Жизнь в лагере строится на четко определенных правилах и традициях, взаимоотношениях групп, поэтому умение ребенка стать частью команды очень важно.

     Для начала, лагерь и программу смены стоит выбирать вместе с ребенком. Предложений на рынке масса от спорта до лингвистики. Приняв участие в выборе программы и обсуждении лагеря, ребенок будет чувствовать себя автором собственных каникул.

     Расскажите максимально подробно о том, что такое лагерь, как он устроен, кто там живет и какие существуют лагерные традиции. Посмотрите фотографии из лагерей: жилых комнат, территорий, спортзалов и столовых. Поговорите, в каких условиях хотел бы жить ребенок: сколько человек может быть в комнате, где должен быть расположен санузел. Или, может, ребенок вовсе выберет палаточный городок?

     Если сомнения все еще остаются, попробуйте обсудить возможность поездки в лагерь со школьным педагогом или психологом. Эти специалисты порой лучше родителя могут определить психологическую предрасположенность ребенка к поездке.

     В зависимости от возраста ребенок может очень по-разному выстраивать отношения с окружающими, решать вопросы дисциплины и самоорганизации. Дети младшего школьного возраста (7-11 лет), обычно крайне любопытны, энергичны, впечатлительны, непосредственны и легко идут на контакт. Их основной способ знакомства с миром - игра. Именно поэтому основной акцент в программе для малышей вожатые сделают на коллективных играх, коротких и простых мастер-классах, спортивных соревнованиях и эстафетах, театрализованных постановках.

     Самая же большая проблема этого возраста - слезы и тоска по дому в первые дни пребывания в лагере. Родителям стоит успокоиться - в начале смены домой просятся практически все. Это временное явление, связанное с периодом адаптации, который может длиться до недели. Главное - не паниковать, и дать ребенку возможность привыкнуть и осмотреться: познакомиться со сверстниками, почувствовать себя важной частью отряда. Но если ребенок начинает проситься домой в середине или конце смены - к таким сигналам необходимо прислушаться.

     Главная черта подросткового возраста (11-14 лет) - подчеркнутая независимость суждений и действий. Дети в этом возрасте активно противятся давлению и навязыванию поведенческих установок, часто идут на конфликт. Поэтому грамотные вожатые ведут себя с ними не как с воспитанниками, а как с союзниками, активно вовлекая подростков в заботу о младших детях, участие в лагерных и отрядных концертах, фестивалях, соревнованиях. Активные, уверенные в себе дети обычно без труда вливаются в лагерную жизнь и не скучают по дому. Трудности могут возникнуть у робких и застенчивых ребят, у них период адаптации может занять до 5 дней. Будет хорошо, если с таким ребенком в лагере отправится друг.

     Для детей старшего школьного возраста (15-17 лет) характерно активное развитие навыков логического и теоретического мышления, потребность в общении со сверстниками, самоутверждение, первые попытки взять на себя ответственность. В этом возрасте люди охотно собираются всем отрядом, чтобы поговорить "по душам", попеть под гитару, устроить костер. Для ребят этой возрастной категории подходят беседы на какие-нибудь "острые темы", интеллектуальные игры, театральные постановки, концерты.

     Мотивируйте своего ребенка правильно. Конечно, если некоторые родители отправляют детей в лагерь со вздохами и опасениями вслух, что там все ужасно, от еды до коллектива, то тогда зачем удивляться, что ребенок противится всему, что в лагере происходит. Ведь он воспринимает все через призму родительского отношения. Постарайтесь все свои страхи оставить внутри или хотя бы не подавать вида перед ребенком, что они имеют место. Очень большое искусство – уметь правильно отдыхать.

     Отправляясь в интересный лагерь, ваш ребенок не только повзрослеет, но и получит бесценный заряд здоровья и позитива, который несет в себе активный отдых. Рано или поздно наши дети повзрослеют и нам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, очень важно научиться их доверять и отпускать от себя. Будьте оптимистами - впереди у детей целая взрослая жизнь! И тогда, их можно не только отпустить в летний лагерь со спокойным сердцем, но и во взрослую жизнь.

Категория: Советы психолога | Добавил: psycenter (08.06.2015)
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Хостинг от uCozCopyright ЦДК МОУ © 2017