МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ
Психология для детей и подростков
Виды предоставляемых услуг: Тарифы на платные услуги

Наши инновационные проекты:
Диплом Центра
Главная » Статьи » Советы психолога

Причины низкой успеваемости младших школьников
   В школе все дети поставлены в одинаковые условия: в определенный программой период времени каждый должен овладеть необходимыми навыками и знаниями, достигнуть соответствующего уровня психического и духовного развития. Но стоит ли доказывать, что единого освоения знаний и интеллектуального развития в реальности не происходит.
   Учебная деятельность относится к числу сложных, но построена так, что доступна каждому. Сложность ее в том, что ребенок должен овладеть очень широким кругом разнообразных навыков, приобрести знания по самым разным дисциплинам, развить основные психические свойства: восприятие, память, мышление. В какой степени это по силам каждому ученику? Возможно ли успешное обучение для всех или, как говорится, «выше головы не прыгнешь»?
   Всесторонний анализ неуспеваемости многих учащихся показал, что в основе её – самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие от воспитания и развития ребенка.  
   Рассмотрим сначала влияние тех прирожденных качеств, которые мало поддаются внешним воздействиям. К ним относятся сила, подвижность, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, чувствительность, эмоциональность. Все эти свойства нервной системы влияют на уровень способности к обучению.
   Например, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, неспособность к длительному вниманию как следствие слабой нервной системы ведут к учебным неудачам. Такие дети инстинктивно избегают умственных нагрузок, предпочитают бегать во дворе, смотреть телепередачи, под любым предлогом откладывают выполнение домашних заданий, а на уроках постоянно отвлекаются. Могут засыпать, едва садятся дома за уроки, хотя в остальное время особой сонливости не наблюдается. Одному из таких ребят-первоклассников предложили подчеркивать определенные буквы в течение 15-ти минут; уже через 7 минут он начал делать ошибки – пропускать буквы, а затем стал подчеркивать все буквы подряд. На уроках в классе он просто бросал выполнять задание и бессмысленно переворачивал страницы тетради или учебника. 
   Причиной низкой успеваемости могут быть и другие крайности: высокая подвижность нервной системы, сильная её инертность (медлительность), повышенная чувствительность.
   Такое качество как подвижность или медлительность, очень ярко проявляется на уроках.
   Ученикам 3-го класса учительница предложила открыть учебники и тетради и списать упражнение по русскому языку. Через 5 минут она попросила всех остановиться и проверила, что успели выполнить дети. Оказалось, кто-то успел списать половину упражнения, другие – одно предложение, или половину предложения; некоторые же еще не нашли нужную страницу учебника. Разумеется, быстрота действий – качество не однозначно положительное. Торопливость сказывается в случайных, поверхностных ответах, решениях задач, но и в том, как ребенок вообще выполняет задания. Такие дети могут списать втрое больше фраз с готового текста, чем остальные; но у них же оказывается и самое большое количество ошибок. Торопливость сводит на нет все достоинство ученика; в итоге они могут оказаться в числе неуспевающих по основным предметам.
   Специфика восприятия и памяти – это психические свойства, которые тоже вносят вклад в учебную деятельность.
   Какие же помехи восприятию есть у отстающих школьников? Это небольшой объем одновременно воспринимаемых объектов, неспособность к тонкому различению деталей, неспособность выделить существенное в объекте. Такие дети не могут решить простые задачи по математике. При списывании готового текста с доски делают большое количество ошибок, пропусков букв, причем, некоторые даже больше, чем при диктанте, другие допускают ошибки только в диктанте. Это объясняется тем, что у разных детей слуховое и зрительное восприятие развито неодинаково. То же самое касается и памяти.
   Те ученики, у которых низка успеваемость из-за неспособности запомнить учебный материал, часто не страдают патологией памяти. Они хорошо запоминают понравившиеся фильмы, разные события из школьного быта и многое другое, что составляет содержание и смысл их повседневной жизни. Особенность их памяти в том, что запечатление того или иного материала у таких детей зависит от его яркости, эмоциональной насыщенности. Буквы, цифры, слова, правила их написания, не обладающие яркостью и притягательной силой, не укладываются в памяти ребенка, хотя он пытается их повторять, учить.
   И, наконец, причиной низкой успеваемости может быть недостаточная развитость интеллектуальной, мыслительной деятельности ребенка. Мыслительные способности развиваются в процессе деятельности, направленной на познание наиболее общих законов природы и общества, решения проблемных задач. Вместе с тем успешность их развития во многом определяется и личностными качествами ребенка, такими, как любознательность, целеустремленность.
   Особенно легко включаются в школьное обучение дети с гармоническим развитием разных сторон индивидуальности. Они дисциплинированны, аккуратны, любознательны, трудолюбивы.
   Гораздо труднее привыкают к обучению в школе дети с односторонне ярко выраженными чертами характера. Та же самая положительная любознательность, если нет дисциплинированности и трудолюбия, ведет к разбросанности, что может сделать ученика хронически отстающим.
   Способность к учебной деятельности – сложная структура, которая объединяет и природные предпосылки, и предпосылки, приобретенные в жизни.
Категория: Советы психолога | Добавил: psycenter (19.04.2010)
Просмотров: 1533 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Хостинг от uCozCopyright ЦДК МОУ © 2024