А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно
слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в
классе благоприятное статусное положение. Как сделать так, чтобы глаза младших школьников не потухли?
Для начала необходимо зафиксировать основные проблемы с которыми обычно сталкивается ребенок в 1 классе:
- Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписании резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезным.
- Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, ответственность ребёнка перед лицом учителя и родителей.
Чтобы ребенок стал успешным первоклассником, ему нужны следующие умения:
- управлять своим вниманием,
- слушать и слышать учителя,
- работать по образцу и по инструкции,
- ориентироваться на листе бумаги,
- выполнять не сложные графические работы,
- различать слова ,звуки и четко их проговаривать,
- иметь развитую моторику рук.
2. Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживании; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации
Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Признаки успешной адаптации
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
- Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
|